Сегодня, как известно, Проводы совпали с первым мая. Не знаю, как кто, а я пошёл на кладбище.

Много букаф и фото
Немного истории: основано Второе христианское кладбище (в транскрипции маршрутчиков, "крестьянское") было в 1873 году. Напротив него в том же году было основано Второе еврейское кладбище. Некоторые могилы перекочевали туда из Первого еврейского, на месте которого сейчас стадион и школа. В 1973м, практически к столетней годовщине, Второе еврейское кладбище тоже снесли и оставили от него только ворота, и то только потому что у них расстреляли французскую революционерку Жанну Лябурб.

Теперь на его месте парк, а тропинка, ведущая к христианскому кладбищу, усыпана ракушняковой крошкой и пестрит выпирающими из земли фундаментами надгробий.

Могилы на Третье еврейское и Второе христианское кладбища успели перенести очень немногие. По слухам, еврейское общество собрало деньги и получило разрешение на восстановление Второго еврейского кладбища, которое они намерены начать в этом году. Хочется верить, что они это сделают.
Проводы по-одесски (думаю, и по-украински) заключаются в том, что собираются родственники вокруг могилы, вспоминают усопших, едят и пьют. Народу в этот день на кладбище толпы. Нищие собирают с могил обильный урожай подсохших пасок, варёных яиц, конфет, пластиковых стаканов с вином и водкой.

Причём, если американские кладбища издалека похожи на лесоповал из крестов (ну я по телеку видел), то наше кладбище скорее напоминает наш же одесский Привоз, ощетинившийся иглами. Иностранцы были бы в шоке от мельтешащих у нас на кладбище оград, скамеек, столов и бардака. Я сегодня, перед тем как попасть на могилу бабушки с дедушкой, прошёл по узкой тропинке между могил. Там надо было и протискиваться меж огромных оград в проход шириной в сантиметров 60-70, просачиваться между надгробием и деревом, а в одном месте - так вообще идти по могильной плите - проход загородила ограда свежей могилы. Дорогу, которую я сфотографировал, можно даже назвать аллеей.

Не смотря на то, что на могилах своих родственников я не был много лет, на кладбище я всё-таки бывал. Я ходил в гости к своей подруге, у которой дом как раз и стоит над кладбищем, и с балкона можно разглядеть большую его часть.

Проходя сквозь него, я увидел на главной аллее прямо возле церкви памятник Академику Филатову - это известный по всему СССР офтальмолог, спасший зрение тысячам людей. Халат, лежащий на его могиле, выглядит, как будто он только что был небрежно брошен. В Одессе есть улица его имени и институт Филатова, где лечат глазные болезни. Дядя рассказал, что в детстве наблюдал огромную процессию на Французском (тогда Пролетарском) бульваре. Гроб несли на руках через всю Канатную (Свердлова) в Филармонию, а потом по Французскому бульвару в чёрном катафалке, запряжённым шестёркой белых лошадей, в церковь, которую Филатов построил на свои деньги. Перед катафалком шло несколько десятков рядов людей с венками, а сама процессия мимо одной точки проходила целый час. По словам дяди, после этого ему никогда больше не доводилось видеть таких пышных похорон.

Впрочем, я не уверен, что это были последние пышные похороны, проходившие в Одессе. На том же кладбище покоится криминальный авторитет Виктор Куливар, известный в народе как Карабас (между прочим, знаменит не ужасами, а как раз тем, что обеспечивал порядок в городе), похороны которого проходили, думаю, с не меньшей помпой.
Очень условно Второе кладбище можно разделить на несколько областей. У самой ограды, за которой ездят трамваи, много могил, перенесённых с Еврейского кладбища, и могилы их родственников, похороненных позже. На этих могилах мжно прочитать разные диковинные еврейские имена и фамилии. Всех особенно веселит старое еврейское имя Сруль.

Другая часть кладбища - старые захоронения, сделанные ещё в царские времена. Они ближе всех ко входу, а потому представляют собой лакомое место. На месте многих из этих могил сейчас похоронены другие люди (вернее, поверх них), от некоторых остались только памятники. Уберечь удалось могилы людей, родственники которых сейчас живут в Одессе, и продолжают доселять участи прабабушек и прадедушек. Я видел один крупный участок, на котором было никак не меньше 15 памятников.



Дядя рассказывал, что самая старая могила, которую он смог найти, была 1883 года. Сейчас самая старая из найденных нами - 1891, да и то это были уже не могилы, а памятники, снятые с них. Могил же позапрошлого века мы уже не нашли.

Ещё одна часть представляет из себя разросшееся польское кладбище, никак не отделённое от остального. Поляков хоронят там и сейчас, но это место густо разбавлено другими могилами. Хочется отметить, что большинство польских могил содержится в относительном порядке. Моя крёстная рассказала, что на месте главной аллеи польской части кладбища во время оккупации румыны хоронили своих покойников (Одесса считалась частью Румынии). После войны, годах в 50х, штук 30 таких могил сравняли с землёй.

Кроме того, там стоит польская часовня. В детстве я лазил туда с двоюродным братом - это было полуразрушенное здание, которое посетители использовали как туалет. Пол был провален и внизу были видны ниши, где когда-то покоились тела католических сановников. Недавно часовня была восстановлена, вокруг неё возвели стену, поставили ворота, провели коммуникации, вставили окна и двери. Но с те пор прошло немало времени. Работа стоит. Часовня выглядит как абсолютно нежилое здание, а к нему ведёт всё та же кривая дорожка.

Также на Втором кладбище есть несколько склепов, которые находится в плачевном состоянии и выполняют роль сараев. Про тот, что справа, рассказывают, что родственники, увидев, в каком состоянии он находится, спешно увезли прах покойного в Польшу.

Больше я не могу выделить частей, по причине, что греха таить, плохого знания истории. Для меня остальные могилы представляют собой сплошную массу захоронений середины ХХ - начала ХХI века. Есть там несколько мемориалов, которые я, к сожалению не посещал.
В начале 2000х открыли стену для урн с прахом. Аккуратное компактное захоронение, которое нашим людям видеть непривычно, но которое, на мой взгляд, единственное, что может помочь Второму кладбищу выйти из состояния запустения. Впрочем, я не фанат кремации.

В советское время кладбище переименовали в Интернациональное. Так оно и есть. Забитое до отказа, переполненное покойниками, захороненными друг на друге, Второе кладбище - летопись ХХ века, где собраны люди всех национальностей (я в этом уверен), проживавших в Одессе.



Мёртвые не создают проблем - все проблемы от живых. А живым плевать на чужих покойников - наше кладбище лучшее тому подтверждение. С тоской гляжу в направлении прославленного Монмартра - нам такое не светит. На разбитых могилах надписи "от любящих друзей и родственников" выглядят лицемерием. Перефразируя рекламный слоган: "Похоронили и забыли".




Коллектив кладбища работает, но, как и любая бюджетная организация, работает "по мере сил и возможностей". Автопарк работников кладбища составляют вот такие вот "Муравьи":

Глядя на наше кладбище, хочется не умирать никогда.

Много букаф и фото
Немного истории: основано Второе христианское кладбище (в транскрипции маршрутчиков, "крестьянское") было в 1873 году. Напротив него в том же году было основано Второе еврейское кладбище. Некоторые могилы перекочевали туда из Первого еврейского, на месте которого сейчас стадион и школа. В 1973м, практически к столетней годовщине, Второе еврейское кладбище тоже снесли и оставили от него только ворота, и то только потому что у них расстреляли французскую революционерку Жанну Лябурб.

Теперь на его месте парк, а тропинка, ведущая к христианскому кладбищу, усыпана ракушняковой крошкой и пестрит выпирающими из земли фундаментами надгробий.

Могилы на Третье еврейское и Второе христианское кладбища успели перенести очень немногие. По слухам, еврейское общество собрало деньги и получило разрешение на восстановление Второго еврейского кладбища, которое они намерены начать в этом году. Хочется верить, что они это сделают.
Проводы по-одесски (думаю, и по-украински) заключаются в том, что собираются родственники вокруг могилы, вспоминают усопших, едят и пьют. Народу в этот день на кладбище толпы. Нищие собирают с могил обильный урожай подсохших пасок, варёных яиц, конфет, пластиковых стаканов с вином и водкой.


Причём, если американские кладбища издалека похожи на лесоповал из крестов (ну я по телеку видел), то наше кладбище скорее напоминает наш же одесский Привоз, ощетинившийся иглами. Иностранцы были бы в шоке от мельтешащих у нас на кладбище оград, скамеек, столов и бардака. Я сегодня, перед тем как попасть на могилу бабушки с дедушкой, прошёл по узкой тропинке между могил. Там надо было и протискиваться меж огромных оград в проход шириной в сантиметров 60-70, просачиваться между надгробием и деревом, а в одном месте - так вообще идти по могильной плите - проход загородила ограда свежей могилы. Дорогу, которую я сфотографировал, можно даже назвать аллеей.

Не смотря на то, что на могилах своих родственников я не был много лет, на кладбище я всё-таки бывал. Я ходил в гости к своей подруге, у которой дом как раз и стоит над кладбищем, и с балкона можно разглядеть большую его часть.

Проходя сквозь него, я увидел на главной аллее прямо возле церкви памятник Академику Филатову - это известный по всему СССР офтальмолог, спасший зрение тысячам людей. Халат, лежащий на его могиле, выглядит, как будто он только что был небрежно брошен. В Одессе есть улица его имени и институт Филатова, где лечат глазные болезни. Дядя рассказал, что в детстве наблюдал огромную процессию на Французском (тогда Пролетарском) бульваре. Гроб несли на руках через всю Канатную (Свердлова) в Филармонию, а потом по Французскому бульвару в чёрном катафалке, запряжённым шестёркой белых лошадей, в церковь, которую Филатов построил на свои деньги. Перед катафалком шло несколько десятков рядов людей с венками, а сама процессия мимо одной точки проходила целый час. По словам дяди, после этого ему никогда больше не доводилось видеть таких пышных похорон.

Впрочем, я не уверен, что это были последние пышные похороны, проходившие в Одессе. На том же кладбище покоится криминальный авторитет Виктор Куливар, известный в народе как Карабас (между прочим, знаменит не ужасами, а как раз тем, что обеспечивал порядок в городе), похороны которого проходили, думаю, с не меньшей помпой.
Очень условно Второе кладбище можно разделить на несколько областей. У самой ограды, за которой ездят трамваи, много могил, перенесённых с Еврейского кладбища, и могилы их родственников, похороненных позже. На этих могилах мжно прочитать разные диковинные еврейские имена и фамилии. Всех особенно веселит старое еврейское имя Сруль.






Другая часть кладбища - старые захоронения, сделанные ещё в царские времена. Они ближе всех ко входу, а потому представляют собой лакомое место. На месте многих из этих могил сейчас похоронены другие люди (вернее, поверх них), от некоторых остались только памятники. Уберечь удалось могилы людей, родственники которых сейчас живут в Одессе, и продолжают доселять участи прабабушек и прадедушек. Я видел один крупный участок, на котором было никак не меньше 15 памятников.






Дядя рассказывал, что самая старая могила, которую он смог найти, была 1883 года. Сейчас самая старая из найденных нами - 1891, да и то это были уже не могилы, а памятники, снятые с них. Могил же позапрошлого века мы уже не нашли.


Ещё одна часть представляет из себя разросшееся польское кладбище, никак не отделённое от остального. Поляков хоронят там и сейчас, но это место густо разбавлено другими могилами. Хочется отметить, что большинство польских могил содержится в относительном порядке. Моя крёстная рассказала, что на месте главной аллеи польской части кладбища во время оккупации румыны хоронили своих покойников (Одесса считалась частью Румынии). После войны, годах в 50х, штук 30 таких могил сравняли с землёй.


Кроме того, там стоит польская часовня. В детстве я лазил туда с двоюродным братом - это было полуразрушенное здание, которое посетители использовали как туалет. Пол был провален и внизу были видны ниши, где когда-то покоились тела католических сановников. Недавно часовня была восстановлена, вокруг неё возвели стену, поставили ворота, провели коммуникации, вставили окна и двери. Но с те пор прошло немало времени. Работа стоит. Часовня выглядит как абсолютно нежилое здание, а к нему ведёт всё та же кривая дорожка.


Также на Втором кладбище есть несколько склепов, которые находится в плачевном состоянии и выполняют роль сараев. Про тот, что справа, рассказывают, что родственники, увидев, в каком состоянии он находится, спешно увезли прах покойного в Польшу.


Больше я не могу выделить частей, по причине, что греха таить, плохого знания истории. Для меня остальные могилы представляют собой сплошную массу захоронений середины ХХ - начала ХХI века. Есть там несколько мемориалов, которые я, к сожалению не посещал.
В начале 2000х открыли стену для урн с прахом. Аккуратное компактное захоронение, которое нашим людям видеть непривычно, но которое, на мой взгляд, единственное, что может помочь Второму кладбищу выйти из состояния запустения. Впрочем, я не фанат кремации.

В советское время кладбище переименовали в Интернациональное. Так оно и есть. Забитое до отказа, переполненное покойниками, захороненными друг на друге, Второе кладбище - летопись ХХ века, где собраны люди всех национальностей (я в этом уверен), проживавших в Одессе.






Мёртвые не создают проблем - все проблемы от живых. А живым плевать на чужих покойников - наше кладбище лучшее тому подтверждение. С тоской гляжу в направлении прославленного Монмартра - нам такое не светит. На разбитых могилах надписи "от любящих друзей и родственников" выглядят лицемерием. Перефразируя рекламный слоган: "Похоронили и забыли".










Коллектив кладбища работает, но, как и любая бюджетная организация, работает "по мере сил и возможностей". Автопарк работников кладбища составляют вот такие вот "Муравьи":

Глядя на наше кладбище, хочется не умирать никогда.
А Таировское кладбище, ИМХО, спланировано паршиво. + там посрубали кучу деревьев и оно напоминает поле.
Мне вот, Слободское кладбище нравится.
на втором действительно комфортнее, чем на том же Таировском, ну конечно если можно вообще говорить о том, что на кладбище может быть комфортно.
мои бабушки/дедушки похоронены на Таировском, но я сегодня не ездил.
а за экскурс в историю - спасибо.
ещё Мартыновский похоронен на втором кладбище, причём по-моему недалеко от Филатова его могила находится.
наши все на таировском, когда с папой туда ездим постоянно блуждаем. нужный участок проезжаем/недоезжаем/переезжаем
и это за столько лет -__-
там мне много интересных могил попадалось, но я просто как Витя фотоаппарат на кладбища не таскаю
1029 Чёт вы все о Таировском, да о Таировском
Слободское тоже интересное. Я там был только в целях самообразования - у меня там никто не похоронен. Хотя для меня там слишком тихо.
Это 3е христианское кладбище, вернее, мемориал на его месте. Находится оно на Промышленной, возле завода Микрон. От него избавились году в 50м во время прокладки водопровода и постройки заводов. А похоронены были там немецкие и румынские военнопленные . Так-то!
Вить, если бы я знала что там есть мои родственники, то была бы там и искала их, лол
это только ты на кладбища поглазеть ходишь :з